Метод направлен на развитие работоспособности, когнитивных и двигательных способностей. Способствует развитию отстающих функций с помощью определённых игровых упражнений и заданий, подбираемых под предпочтения и желания ребёнка, создавая и сохраняя его мотивацию к взаимодействию. На занятиях уделяется большое внимание развитию выносливости ребенка, общего энергетического потенциала, внимания, самоконтроля.
Кому рекомендуется:
- детям с трудностями памяти и внимания;
- при неусидчивости, суетливости, медлительности, быстрой истощаемости, особенностях мышечного тонуса, эмоциональной лабильности;
- при пропуске этапа ползания или его кратковременности;
- не выделяется ведущая рука к 5 годам;
- не ориентируется в теле и пространстве (путает лево-право, верх-низ и др.);
- вертится на стуле, теребит пальцы и прочее при выполнении заданий;
- детям с трудностями обучения в школе;
- с трудностями в овладении письмом, чтением, счётом;
- при выявленных неврологических особенностях мозга (минимальная мозговая дисфункция, резидуально-органическое поражение ЦНС, агенезии и др.);
- для детей с 3 лет и подростков с возможностью организации совместной деятельности.
Метод «Развитие коммуникативных навыков и речи» направлен на формирование и дальнейшее развитие коммуникативных навыков и речи. На занятии организуется речевая и игровая среда, адекватная уровню развития ребенка, находясь в которой ребенок учится наблюдать, подражать, вступать в диалог (вербальный или невербальный), активно участвовать в разных видах деятельности. Наряду с классическими приемами развития речи используются задания, развивающие личностные, волевые качества, подражательные и творческие способности, мышление и воображение.
Задачи работы направления:
- комплексная диагностика коммуникативной сферы, выявление причин нарушения речевого развития;
- составление индивидуального речевого профиля ребенка, основываясь на зону актуального развития определенных речевых параметров;
- составление и реализация индивидуальной программы развития коммуникативных навыков и речи ребенка;
- формирование и дальнейшее развитие мотивации и инициативы к общению;
- формирование навыков взаимодействия, партнерских взаимоотношений с педагогом;
- развитие невербальных и вербальных средств общения;
- развитие понимания речи и интонации;
- формирование и дальнейшее развитие импрессивного словаря;
- активизация речевого общения и перевод пассивного словаря в активный;
- развитие способности к подражанию действиям взрослого и дальнейшему речевому подражанию;
- развитие психофизиологической основы речевой деятельности (разных видов восприятия, речевого дыхания, артикуляционных навыков);
- формирование навыков пользования фразовой речью в общении в игре и совместной деятельности;
- формирование навыков грамматического структурирования речевого высказывания, развитие логических рассуждений;
- помощь ребенку в овладении академическими навыками;
- постоянная работа с родителями: подробные рекомендации и домашние задания для закрепления навыков вне занятия.
Комплекс методов, направленных на коррекцию первично нарушенного восприятия ребёнка через развитие телесно-двигательной сферы. Программы подготовлены для детей с различными особенностями развития. Занятия направлены на развитие глубокой телесной и поверхностной (тактильной) чувствительности, формирование двигательных навыков, построение «схемы тела». Работа с телом является основой для развития эмоционально-аффективной, коммуникативной и когнитивной сфер ребёнка и для развития самоконтроля. Переживание новых телесных ощущений от движения развивает эмоциональность и помогает развивать произвольную активность. На совместных занятиях родители получают опыт телесного взаимодействия со своими детьми, и это оказывает положительное влияние на детско-родительские отношения. Развитие игрового и двигательного репертуара дает возможность особому ребёнку вступать во взаимодействие с другими детьми при минимальной помощи родителя. Теоретической основой для работы является «уровневая» теория построения движений.
В центре «Наш Солнечный Мир Кубань» применяются следующие телесно-ориентированные методы:
«Двигательная коррекция. Адаптивная физическая культура» направлен на коррекцию и развитие моторной, сенсорной и эмоциональной сфер ребенка. Занятие ориентировано на детей способных выполнять инструкции. Внимание направленно на развитие двигательных навыков при помощи подбора специальных комплексов упражнений исходя из индивидуальных потребностей ребенка.
«Двигательная коррекция. «Танцы», направлен на коррекцию и развитие моторной, сенсорной и эмоциональной сфер ребенка. Развитие чувства ритма, улучшение способности владения собственным телом, развитие пространственных представлений. Занятие ориентировано на детей способных выполнять инструкции. Тело, в определенном смысле, является «инструментом», а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и эмоции. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром.
Компьютер, благодаря своей высокой способности привлекать и удерживать внимание, позволяет ребенку в легкой игровой форме развивать мышление, внимание, память и другие важные процессы психической деятельности. И, самое главное, благодаря компьютеру дети легче осваивают письменную речь как средство невербальной коммуникации.
Для многих неговорящих детей компьютер становится эффективным посредником между ребенком и другими людьми.
Компьютер не должен «уводить ребенка в свой мир», но может стать надежным помощником в процессе его развития, а также служить спасительным мостиком, ведущим в конце концов к звуковой речи.
Основные направления работы с использованием компьютера:
- Сенсорная стимуляция (цвет, звук, их интенсивность);
- Формирование устойчивой связи – намерение — указательный палец, его движение – рука, ее движение – эмоциональная оценка результата;
- Развитие мышления (анализ, синтез), внимания, памяти;
- Моделирование поведения и перевод из виртуального в реальное;
- Основы профориентации;
- Альтернативная коммуникация, психологическое консультирование неговорящих детей.
Занятия в игровой группе отличаются от индивидуальных занятий. Мы создаем детскую среду, в которой ребенок развивается наиболее естественным образом. Игровое занятие — это комплексное занятие, на котором у детей формируются навыки подражания, развивается мелкая моторика и речь, развиваются способности концентрации, фиксации внимания на происходящем, чувство ритма. Очень важно, что в группе обычно присутствуют речевые и неречевые дети. Во время игры дети начинают замечать друг друга, пытаются взаимодействовать друг с другом, учатся делать выбор. Для ребенка с особенностями развития игровая группа – одна из немногих возможностей пережить себя в детской среде, выстроить отношение с другим ребенком, получить от него обратную связь.
Во время круговых игр и хороводов у ребенка чередуются разные состояния – пассивное, когда его ведут за руки, и активное — когда он выходит из круга в центр и что-то делает. Постепенно у него возникают воспоминания о том, что он делал на игровой группе. Ребенок воспроизводит фрагменты песен и игр дома, вспоминает детей, с которыми встречался.
Различные игры и упражнения направлены на выстраивание ребенком схемы тела. Если у ребенка выстроена схема тела (что выражается в его рисунке, на котором можно увидеть лицо, туловище, руки и ноги), то он готов к обучению в школе. Для того, чтобы ребенок пережил себя в своем теле, мы учим его ползать, проползать через тоннель из педагогов, перекатываем его через других детей, делаем упражнения в парах и т.д. Развитие крупной и мелкой моторики способствует развитию речи – произношению и пониманию.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок находился в группе длительное время – несколько лет, тогда у него возникают связи с другими детьми, происходит сыгрывание детей, создается среда, в которую могут войти новые дети. Можно увидеть, как по-разному ведут себя дети на занятиях игровой группы в зависимости от того, сколько времени они в ней занимаются. Новые дети боятся отпустить маму, не могут долго находиться в группе, боятся выходить в середину круга. А те, которые ходят давно, чувствуют себя уверенно и спокойно, становятся опорными в группе.
Реабилитация детей с особенностями развития основывается на онтогенетическом подходе, то есть на последовательном прохождении этапов, характерных для обычно развивающегося ребенка.
В каждом маленьком человеке заложен мощный развивающий и компенсаторный механизм, благодаря которому он интуитивно ищет занятия и деятельность, необходимые ему на каждом этапе развития для освоения тех или иных функций. Цель взаимодействия с ребенком в рамках метода – разбудить эти механизмы и дать им реализоваться.
У детей с аутизмом затруднено сонаправленное (объединенное с другим человеком) внимание. А при его отсутствии произвольное внимание также не может быть сформировано полноценно. В результате развитие мышления и деятельности у таких детей ограничено.
Задача коррекционной работы в рамках метода «Развитие произвольной деятельности» — восполнение дефицитарности аффективной сферы развития, которая наблюдается при расстройствах аутистического спектра. В основе этой недостаточности лежит, как правило, неразвитое представление ребенка о самом себе как о субъекте деятельности. Под деятельностью мы здесь понимаем произвольное внимание, целенаправленную деятельность и речь, направленную на коммуникацию, а не на аутостимуляцию.
В методе используется синтетический подход взаимодействия ребенка с материалом и изобразительными средствами — для развития представлений о себе — и игровой подход — для приобретения навыков взаимодействия с другими.
Коррекционные возможности арт-терапии в отношении детей с особенностями развития связаны с тем, что изобразительная деятельность несет в себе источник новых впечатлений и переживаний ребенка, формирует новые потребности и порождает необходимость развития навыков для их удовлетворения. Взаимодействие ребенка с изобразительными материалами и возможность выразить собственные эмоции, впечатления или просто оставить след в окружающем пространстве являются сильной мотивацией. Кроме того, продукт деятельности ребенка несет отпечаток его личности и дает ему представление о себе самом и возможных способах самовыражения и саморазвития. Творческая деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Игровая терапия представляет собой один из основных механизмов выработки паттернов поведения, установления целенаправленного устойчивого эмоционального контакта и развития представлений ребенка о себе и формирование модели психического.
На стыке этих двух взаимодополняющих и взаимосвязанных активностей и основывается подход развивающий произвольную деятельность ребенка.
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».
Ромен Роллан.
Давно известно, что музыка оказывает стимулирующее действие на настроение и эмоции человека. Весьма сильное влияние музыка оказывает на детей с особенностями развития. Для каждого ребенка занятия составляются индивидуально, с учетом его личностных и возрастных особенностей.
На занятиях устанавливается доверительный контакт – дети смотрят педагогу в глаза, радуются при звуках любимой мелодии, вместе играют на музыкальных инструментах, совместно с педагогом танцуют под ритмичную музыку, что способствует развитию внимания, памяти, чувства ритма, координации и точности движений, улучшению социальных взаимодействий.
Замечено, что ребенок, вначале относящийся ко всему новому с недоверием и опаской, через некоторое время занятий раскрепощается, перестает бояться громких звуков, а также начинает осознавать, как самому регулировать их громкость при игре на музыкальных инструментах.
Дети не только слушают полюбившиеся песни, но и подпевают или подзвучивают их голосом, а также учатся играть на трещотках, бубнах, маракасах, ксилофоне и металлофоне, колокольчиках, бубенцах, гуслях, свистульках, ложках и др. На занятия привносится элемент сказки – плавание по волшебным морям, встречи со зверями кукольного театра.
Музыкальные занятия улучшают эмоциональное состояние ребенка и его самоконтроль. Кроме этого, благодаря задействованию во время занятия обеих рук, улучшается межполушарное взаимодействие, способствующее полноценному обмену информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Более взрослые дети обучаются игре на ударных, духовых и аккордеоне под руководством настоящего мастера. Они не только осваивают игру на музыкальных инструментах, но и выступают на концертах со своими номерами, что способствует развитию уверенности в себе и творческой самореализации.
Метод «Специальная педагогика: развитие познавательных умений, способностей и навыков» направлен на развитие познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы. На занятии организуется развивающая среда, адекватная уровню развития ребенка, находясь в которой у ребенка улучшаются индивидуальные личностные качества: ответственность, дисциплинированность, собранность, организованность. Наряду с классическими приемами развития познавательных возможностей ребенка используются задания, развивающие мотивационную сторону к учению, повышение речевой активности, сферу интересов и способностей ребенка.
Задачи работы направления:
— комплексная диагностика познавательной сферы;
— составление индивидуального познавательного профиля ребенка, основываясь на зону актуального развития когнитивных функций;
— составление и реализация индивидуальной программы развития когнитивных функций;
— формирование мотивации, удержание задачи, целенаправленности и настойчивости действий;
— стимуляция, развитие сенсорной активности: зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия, расширение и обогащение сенсорного опыта детей;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
— формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, количестве), развитие интереса к окружающему миру, знаний об окружающем;
— формирование предметной деятельности в процессе освоения соотносящих и орудийных действий, а также предпосылок игровой деятельности, способности произвольно включаться в деятельность;
— развитие произвольного внимания, как основы успешности реабилитационных мероприятий;
— развитие памяти: зрительной, двигательной, слуховой том числе и слухоречевой, (как основа формирования пассивного словаря);
— развитие мыслительных операций — анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстрагирование, систематизация, классификация, аналогия;
— помощь ребенку в овладении академическими навыками;
— постоянная работа с родителями: подробные рекомендации и домашние задания для закрепления навыков вне занятия.
«Работая с эмоциональными или аффективными проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственны за отношения, мышление и общение».
Стенли Гринспан (основатель подхода DIR).
Основной целью метода является развитие у ребенка аффективной сферы, навыков коммуникации и игровой деятельности. Игра – ведущая деятельность ребенка. Именно она стимулирует все сферы его развития и является главным мотивом к приобретению нового опыта и развитию способностей.
На занятии, вовлекая ребенка в совместную игровую деятельность, взрослый (педагог и/или родитель) развивает в ребенке навыки социального взаимодействия: сонаправленное внимание, эмоциональный контакт, наблюдение эмоций окружающих: совместную деятельность.
Взаимодействие с педагогом в свободной игре стимулирует развитие произвольной деятельности и адаптивных навыков в меняющейся, недирективной ситуации, когда ребенку необходимо сделать выбор, инициировать деятельность, удержать внимание, самому поделиться чем-то. При этом повышается мотивация ребенка вступать в общения в ходе интересной и привычной для него деятельности, происходит закрепление навыков в положительной эмоциональной ситуации, в ритме и насыщенности взаимодействия, комфортных для ребенка.
Свободное игровое взаимодействие формирует необходимый базис, который служит опорой для развития навыков приобретаемых ребенком в ходе комплексной реабилитации с одной стороны, и способствует облегчению применения полученных знаний и умений в повседневной жизни.
«Не столько работа над внешними сторонами поведения, сколько создание фундамента для здорового развития».
С. Гринспан.
Специалисты Центра «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР Кубань»® используют передовые методы и средства реабилитации:
- Признанные во всем мире методы диагностики (ADOS, ADI-R, VB-Mapp и др.);
- Коррекционные и развивающие методики с доказанной эффективностью (Evidence Based Practice): прикладной анализ поведения (АВА), DIR-Floortime, TEACCH, PECS и другие;
- Методики обучения и развития речи;
- Средства альтернативной и вспомогательной коммуникации;
- Сенсорную интеграцию;
- Нейропсихологическую и психомоторную коррекцию;
- Весь спектр отечественных дефектологических технологий;
- Вальдорфскую педагогику и многие другие.
Эти методы легли в основу Комплексной программы, которая совершенствуется и обновляется на протяжении более чем 25 лет (впервые была представлена на международном Конгрессе в Денвере (США) в 1997 году).