РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ

Многие семьи, имеющие детей с проблемами в развитии, испытывают значительные трудности в их воспитании. Сенсорное, двигательное и интеллектуальное нарушения в развитии ребенка негативно сказывается на его развитии в целом. Игры родителей с ребенком помогут задействовать компенсаторные возможности организма, способствовать их восстановлению и дальнейшему развитию. Важно помнить, что у детей с нарушениями в развитии, как правило, биологический возраст не совпадает с психическим, речевым и социальным. Поэтому, выбирая игры, родителям необходимо в первую очередь ориентироваться на возможности своего ребенка.

Играйте со своим ребенком, привлекай те его к себе, обнимайте, разговаривайте, хвалите, целуйте и оба испытывайте от этого радость!

Игра «Путешествия»

Чем больше новых предметов имеет возможность созерцать ребенок, тем более высоких показателей он достигнет в своем развитии. Поэтому путешествуйте с ребенком по комнате. Перенося ребенка из комнаты в комнату и помещая то на пол, то на диван, то в кроватку, можно значительно расширить его кругозор. Разложите яркие игрушки по маршруту его путешествия, называйте предметы и действия с ними.

Игра «Найди пару»

Соберите несколько пар перчаток, варежек или носочков разного цвета. Возьмите один из этих предметов и попросите его найти такой же. Если с первого раза малышу трудно будет справиться с заданием, помогите ему, обращая внимание на размер, цвет.

Игра «Разговор по телефону»

Многие дети очень любят «говорить» по телефону. Возьмите игрушечный телефон и сделайте вид, что разговариваете по телефону. На первых этапах произносите отдельные звуки, затем слоги, слова, короткие фразы, употребляя в них имя ребенка: «Здравствуй,… » Ребенок будет пытаться повторять за вами. В разговоре задавайте только понятные ребенку вопросы, требующие сначала односложного ответа, затем короткой фразы и т.д. в начале и в конце разговора обязательно произносите «вежливые» слова.

Игра «Разноцветные машинки»

Первый шаг к умению определять цвет – это нахождение предметов одного и того же цвета, подбор предметов по цвету. Возьмите, например, желтую и красную машинки. Катайте их с ребенком, называя цвет: «Желтая, красная». Дайте малышу наиграться. Через некоторое время возьмите лист красной и желтой бумаги на них поставьте машинки соответствующего цвета. Попросите ребенка сделать то же самое. Новые цвета вводите постепенно и только после того, как ребенок усвоит предыдущие.

Игра «Узнай, что звучало»

Возьмите 2-3 хорошо знакомые ребенку звучащие игрушки. Поговорите о каждой, обращая внимание на издаваемый ею звук (громкий, тихий, резкий, нежный и т.д.). Затем спрячьте игрушки за спину и предложите узнать предмет по звуку.

Игра «Где игрушка?»

 Возьмите игрушку, скажите, что будете играть с ней в прятки. Спрячьте игрушку под стол: «Куда же она спряталась? Под стол! Достанем ее из-под стола. А теперь за стул, достанем из-за стула. Спряталась в шкаф, вытащим из шкафа» и т.д. Затем предложить ребенку прятать игрушку, сначала озвучивая действия малыша. Потом ребенок сам должен сказать, где игрушка.

Выбор игры и игрового упражнения напрямую зависит от уровня развития ребенка, характера имеющегося у него нарушения, игровых предпочтений. Личностно-ориентированный подход при организации игровой деятельности поможет развивать ребенка с особыми потребностями, корректировать его поведение и ввести в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми.